Обязательная маркировка пива 2023: что нужно знать
В соответствии с Постановлением Правительства № 2173 от 30 ноября 2022 года, начиная с 2023 года на территории Российской Федерации вводится обязательная маркировка пива. При этом производителям, импортерам и представителям розничной торговли придется перейти на новую схему работы.
Этапы внедрения обязательной маркировки пива
Внедрение обязательной маркировки пива пройдет в несколько этапов:
- С 1 марта 2023 года – производители и импортёры пива должны зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга товаров «Честный ЗНАК», а также установить необходимое для работы программное обеспечение (в течение 15 дней с момента регистрации) и пройти тестирование.
- С 1 апреля 2023 года – для производителей и импортёров становится обязательной маркировка пива в кегах.
- С 1 октября 2023 года – коды маркировки обязательны для пива в стеклянных или полимерных ёмкостях.
- С 15 января 2024 года – обязательная маркировка вводится для пива, выпускаемого в других видах тары (например, в алюминиевых банках).
- До 1 апреля 2024 года разрешается продажа пива в кегах без нанесенных кодов Data Matrix и без передачи сведений в «ЧЗ».
- До 15 января 2025 года разрешается торговля пивом в других видах упаковки без кодов маркировки и без передачи сведений в «ЧЗ».
Что такое код маркировки Data Matrix
Data Matrix – это специальный двухмерный код, предназначенный для регистрации и вывода из оборота маркированных товаров. С помощью кода Data Matrix можно отследить товар и проверить его подлинность в системе «Честный ЗНАК», действующей на территории РФ. Штрих-код содержит основную информацию о продукте и производителе в зашифрованном виде.
Порядок маркировки пива
С наступлением обозначенных в соответствующем Постановлении Правительства сроков производители и импортеры пива обязаны проставлять на каждую бутылку и банку уникальный код маркировки. При этом они также обязаны сформировать каталог маркируемой продукции в личном кабинете ГИС МТ.
При помощи кодов Data Matrix товары вводятся в оборот и отгружаются на реализацию.
При продаже пива в розничной точке продаж оператор онлайн-кассы сканирует код с упаковки при помощи 2D-сканера. После этого данные о товаре поступают в ОФД, а затем передаются в систему «ЧЗ». Товар выводится из оборота.
Как продавать пиво в розлив
В настоящий момент и до 28 февраля 2023 года на территории России система маркировки пива действует в экспериментальном режиме. В рамках проекта тестируется 3 схемы выведения из оборота пива в розлив:
- Выбытие кега целиком. При вскрытии сканируют код Data Matrix, данные передают в «Честный ЗНАК».
- Частичное выбытие кега — при каждом розливе фиксируется факт продажи путем передачи сведений в ГИС МТ.
- Фиксация факта вскрытия кега и окончания розлива при его опустошении.
Начиная с 15 января 2024 года – данные о продажи пива и слабоалкогольных напитков в розлив должны передаваться в систему «ЧЗ» не позднее одного рабочего дня с момента подключения кеги к оборудованию для розлива. Выбытие тары из оборота фиксируется при помощи ККТ: кассир, используя специальный сканер считывает код маркировки, после чего информация передается в ОФД и систему «Честный Знак».
Начиная с 1 июня 2024 года – процедура фиксации выбытия товара из оборота становится обязательной при розничной реализации продукта в потребительской упаковке.
Напомним, что решение сделать маркировку пива обязательной начиная с 2023 года было принято в совместном диалоге Правительства Российской Федерации и представителей бизнеса. Введение обязательной маркировки поддержали такие пивоваренные компании, как Heineken Россия, AB InBev Efes, «Балтика». Окончательное решение принято Минпромторгом РФ.