Маркировка молочной продукции в 2023 году: как принимать и продавать товар, что делать с остатками
Начиная с 1 сентября 2022 года все оптовые базы и розничные магазины обязаны вести объемно-артикульный учет молочной продукции и передавать сведения о выводе товара из оборота в виде объемно-сортового учета. На данный момент изменения не касаются предприятий общественного питания, госсектора и фермерских хозяйств. Однако они также обязаны будут передавать в систему маркировки начиная с 01.12.2023 года.
В нашем материале расскажем о том, как организовать работу с маркировкой молочной продукции и какие меры предусмотрены за невыполнения требований закона.
В Санкт-Петербурге открылся новый контактный зоопарк «Енотовиль» – это увлекательный мир енотов.
Как осуществлять приемку маркированного молока
С 1 сентября 2022 года необходимо принимать товар по УПД в системе ЭДО и регистрировать передачу товара в собственность в системе «ЧЗ».
Схема приёмки для розницы выглядит следующим образом:
- Поставщик оформляет накладную в бумажном и электронном виде. Печатный вариант передается сперва экспедитору, а после получателю товара. При приемке важно сравнить фактическую поставку с накладной.
- Сопоставьте коды с УПД. В электронном УПД содержатся необходимые коды по ЭДО. Для проверки необходимо просто отсканировать коды Data Matrix.
- Приём или возврат.
- Если данные совпадают, следует подтвердить получение.
- Если код не читается или обнаружены лишние товары, необходимо оформить возврат.
- Передайте данные о получении в «Честный Знак».
После подтверждения поставки программа отправит все данные в ГИС МТ автоматически, и товар будет числиться на остатках получателя груза. В личном кабинете «ЧЗ», в разделе «Склад» можно увидеть данные о принятом товаре: его GTIN и общее количество.
Следует помнить, что на отправку данных о передаче прав от производителя получателю отводится 3 суток. Еще 3 дня заложено на проверку и подтверждение документов в системе.
Как продавать маркированное молоко
При реализации молочной продукции сведения о выбытии товара должны быть переданы в систему «Честный знак» через онлайн-кассу или ОФД.
Как это работает? При оформлении продажи, кассир сканирует код маркировки при помощи 2D-сканера. Касса передает данные в систему, получает ответ о корректности кода и пробивает чек. Во время оплаты с онлайн-кассы в систему поступают сведения о выбытии товара из оборота.
В случае, когда бизнес освобожден от использования ККТ, данные о продаже молочной продукции следует передать в систему посредством документа «Вывод из оборота» в личном кабинете «ЧЗ», указав в качестве причины «Розничная продажа».
В случае реализации весового товара, выбытие из оборота оформляется через личный кабинет «ЧЗ» в момент разделения полученного товара большой массы или объема на порции. Далее порционный товар реализуется без сканирования кодов Data Matrix.
Что нужно для продажи молока по новым правилам?
- Иметь онлайн кассу с поддержкой ФФД 1.2.
- Сканер для считывания двухмерных кодов.
- Получить КЭП (усиленную квалифицированную электронную подпись).
- Заключить договор с ОФД.
- Подключить ЭДО и настроить товароучетную систему на работу с маркированным товаром.
- Зарегистрироваться в «Честный знак».
- Подключиться к системе «Меркурий» (для гашения ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) на продукты животного происхождения, принятые от поставщика).
Что делать с нереализованными остатками
Если полученный товар не был реализован (например, истек срок годности), его необходимо списать, используя коды Data Matrix.
Для того, чтобы сообщить о выбытии товара в систему «ЧЗ» следуйте инструкции:
- В личном кабинете системы мониторинга зайдите в раздел «Документы».
- Нажмите «Добавить».
- Создайте документ «Вывод из оборота».
- Укажите причину, количество и GTIN списываемого товара. Заверьте документ электронной подписью.
- Убедитесь, что количество выбывших товаров отображается в столбце «Расход» раздела «Склад».
Если на балансе торговой точки числятся остатки маркированной молочной продукции, полученной до сентября 2022 года, то при их реализации необходимо в обязательном порядке сканировать Data Matrix. Если же полученная молочная продукция не была оснащена штрихкодами, то ее можно реализовывать без оповещения системы до окончания ее сроков годности.
Сроки маркировки молочной продукции с 2022 по 2025 год
Введение маркировки молочной продукции происходит постепенно. При этом изменения, введенные в 2022 году – не последний этап реформы.
Начиная с 1 декабря 2023 г кафе, рестораны и др. заведения общепита, а также государственные учреждения должны будут передавать в систему маркировки сведения о вводе и выводе молока и молочной продукции. Также вводится обязательная маркировка молочной продукции для КФХ. Фермеры и частные хозяйства в обязательном порядке должны будут маркировать свой товар.
С 01.06.2025 года планируется ввести поштучный учет каждого товара из молока со сроком годности более 40 дней. Для всех участников рынка передача данных в систему маркировка станет обязательна.
Штрафы за несоблюдение требований к маркировке молочных продуктов в 2022 году
В соответствии с КоАП РФ несоблюдение требований законодательства по маркировке молочной продукции предусмотрены следующие виды административной ответственности:
- За незаконное производство и ввод в оборот маркируемых продуктов штраф для должностных лиц составит от 5 до 10 тысяч рублей, для юрлиц – от 50 до 100 тыс. рублей. С конфискацией товара.
- За незаконную продажу молочных товаров штраф для частных лиц составит – от 2 до 4 тыс. рублей, для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, для юрлиц – от 50 до 300 тыс. рублей. С конфискацией товара.
- За нарушение сроков приемки товара штраф составит для должностных лиц – от 1000 до 10 000 рублей, для юрлиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Преступления, совершенные в особо крупных размерах, будут наказываться штрафом до 1 млн рублей и могут повлечь за собой уголовную ответственность для должностных лиц (тюремное заключение сроком до 5 лет).