Работаем по всей России 24/7
Маркировка товара – это нанесение уникальных цифровых кодов на одежду, обувь, лекарства, табак и другие группы товаров. С помощью специальных информационных систем, таких как «Честный знак», «Меркурий» и «ЕГАИС» осуществляется контроль прохождения продукции от производителей или импортеров к потребителям через различные торговые сети. Ответственными за маркировку считаются производители и импортеры, однако представители розницы тоже должны соблюдать определенные правила.
Маркировкой называют уникальные контрольно-идентификационные знаки (КиЗ), размещаемые на упаковках продукции, а также ярлыках, таре и этикетках. Их создают только в Центре развития перспективных технологий, который считается единым оператором маркировки.
Цифровые коды, защищенные криптографией, позволяют производить точную идентификацию товаров и отслеживать их путь от момента изготовления до продажи. Все представители бизнеса обязаны передавать данные о реализуемой или произведенной продукции в единую государственную систему «Честный знак».
Распределение ролей после регистрации в «Честном знаке» происходит следующим образом:
Способ маркировки в «Честном знаке» зависит от категории непродовольственного товара. Например, меховые изделия маркируют при помощи RFID-меток, представляющих собой микрочипы, в которых зашифрованы данные о товаре. Одежду, обувь и сигареты маркируют при помощи двухмерных штрихкодов DataMatrix.
Все предприниматели, которые участвуют в движении товаров, в том числе поставщики, производители и магазины, должны заносить в систему «Честный знак» сведения о продукции, сразу, как только она к ним попадет
Производители после регистрации в «Честном знаке» получают уникальные коды и наносят их на упаковки товара при помощи специальных устройств.
После того, как продукция попадает к поставщикам или продавцам, они должны обязательно сверить информацию о ней с теми данными, которые занесены в систему. Также им следует добавить дополнительный блок «Оборудование для маркировки».
Для считывания таких кодов подходит обычный сканер штрихкода, поэтому нет необходимости покупать дополнительное оборудование для этой цели.
Маркировка непродовольственных товаров в «Честном знаке» должна содержать следующие сведения:
Коды для отдельных групп товаров должны содержать дополнительную информацию для потребителей.
Регистрация в «Честном знаке» требуется компаниям и индивидуальным предпринимателям, деятельность которых предусматривает участие в обороте маркированного товара. К продукции, подлежащей маркировке с применением системы «Честный знак», относится:
Регистрация в «Честном знаке» требуется не только производителям и импортерам товаров с обязательной маркировкой, но и всем оптовикам и ритейлу. Все, кто участвует в товарообороте обязаны предоставлять данные о движении продукции, на которую нанесены идентификационные метки.
Для регистрации в «Честном знаке» потребуется собрать определённый перечень документов, который указан на официальном сайте информационной системы. Представителям бизнеса для этой цели нужно будет предоставить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), которая выдается в Удостоверяющих центрах, прошедших аккредитацию в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ.
Чтобы регистрация в «Честном знаке» прошла успешно, необходимо подать электронную заявку на участие в проекте по маркировке продукции. Заявление чаще всего рассматривается сотрудниками онлайн-системы в течение 5-30 минут. В отдельных случаях на это уходит максимум 24 часа.
Уведомление об успешной регистрации в «Честном знаке» поступает на электронную почту, адрес которой был указан в заявке. В этом же документе будет содержаться ссылка для входа в личный кабинет.
Для осуществления контроля алкогольной продукции на рынке создана Единая автоматизированная система. С помощью ЕГАИС можно контролировать производство алкоголя и его оборот. Представители бизнеса должны фиксировать там все сделки, начиная от закупки алкоголя и заканчивая продажей его на кассе.
ЕГАИС отличается от системы «Честный знак» тем, что она необходима только тем продавцам и производителям, чей бизнес связан с алкогольной продукцией. Регистрация в ней производится также, как и в «Честном знаке». Зарегистрироваться в системе обязаны все производители спиртных напитков, владельцы и ресторанов, магазинов и кафе. Исключением являются только кондитеры, которые применяют алкоголь для изготовления тортов или конфетной продукции.
Работать с системой ЕГАИС также нужно индивидуальным предпринимателям, которые специализируются на продаже слабоалкогольных напитков, в том числе пива, сидра, пуаре и медовухи. Для регистрации им потребуется получить сертификат КЭП. Несмотря на то, что для продажи слабоалкогольных напитков лицензия не требуется, фиксировать закуп и оборот необходимо в обязательном порядке.
Юридические лица, которые занимаются реализацией крепкого алкоголя, должны в первую очередь получить лицензию на его продажу, а затем подать заявку на получение КЭП отдельно для каждого подразделения.
Для работы с системой маркировки алкоголя понадобится установить в Личном кабинете специальный «Транспортный модуль». В отдельных случаях может потребоваться установка дополнительного рекомендуемого оборудования.
Чтобы иметь возможность работать с маркировкой, нужно купить кассовый аппарат, программное обеспечение которого совместимо с системой ЕГАИС, а также сканер для считывания двухмерных штрихкодов. При продаже информация о каждом штрих-коде автоматически попадает в систему маркировки ЕГАИС.
О том, как производится учет и списание в системе ЕГАИС, смотрите следующее видео:
Начиная с 2018 года все сопроводительные ветеринарные документы представители бизнеса оформляют в электронной форме и фиксируют все действия в специальной государственной системе «Меркурий».
Абсолютно все предприниматели, которые участвуют в обороте товаров животного происхождения, должны оформлять сертификаты в «Меркурии». К этой категории бизнеса относятся производители и продавцы продукции, поднадзорной Госветконтролю:
Получение данных для входа в систему осуществляется по аналогии с регистрацией в «Частном знаке». Зарегистрироваться в «Меркурии» можно несколькими способами:
Система «Меркурий» разработана таким образом, что доступ к ней могут получить такие хозяйствующие субъекты, как производители, поставщики, логистические склады, а также сбытчики подконтрольных товаров. К системе должны подключится те, кто обязан оформлять ветеринарную сопроводительную документацию, а также торговые точки, которые должны гасить созданные в «Меркурии» документы.
До 2019 года в перечень продукции, подлежащей обязательной маркировки, не входили товары, нуждающиеся в оформлении ветеринарных сертификатов. В 2022 году маркировка в этом сегменте должна осуществляться в обязательном порядке. Это означает, что организациям и ИП требуется доступ в систему «Меркурий».
К настоящему времени уже разработаны варианты интеграции сразу двух систем с собственным товароучетым ПО. Ее можно реализовать самостоятельно или с помощью интегратора.
Начиная с 1 марта 2022 года на российском рынке введена маркировка драгоценных камней и металлов. Отчеты по данному виду маркировки следует оформлять не в «Честном знаке», а в информационной системе ДМДК.
Сервис аналогичен системе «Честный знак». С его помощью государство может отслеживать все ювелирные изделия на рынке, начиная с момента их изготовления и до продажи в магазине. Контроль на всех этапах с помощью маркировки позволяет предотвратить появление подделок и избавиться от недобросовестных продавцов и производителей.
Вносить информацию об изделиях должны все юридические лица и ИП, которые специализируются на изготовлении или продаже продукции, содержащей драгоценные металлы или камни.
Для того, чтобы получить доступ к государственной системе маркировки ДМДК, необходимо пройти регистрацию на портале, а также встать на учет в Пробирной палате.
Работа в ДМДК осуществляется в следующей последовательности:
Также как и для регистрации в «Честном знаке», для ДМДК требуется квалифицированная электронная подпись. При ее наличии руководитель может встать на спецучет, осуществлять маркировку ювелирных изделий и вносить актуальные сведения в систему.
Товары без штрихкода подлежат конфискации. При этом должностным лицам, которые несут ответственность за сбыт продукции, подлежащей обязательной маркировке в «Честном знаке» или другой системе, придется заплатить штраф в размере 5-10 тысяч рублей. Юридические лица за данное правонарушения могут быть оштрафованы на 50-300 тысяч рублей.
Если речь идет о табачной продукции, то штрафы увеличиваются:
Продукция без маркировки на сумму в особо крупных размерах может грозить продавцу или производителю лишением свободы сроком до 5 лет
Если отсутствие маркировки привело к тому, что покупатель получил вред, то штраф придется заплатить в тройном размере.
Обо всех нюансах маркировки можно узнать при просмотре следующего ролика:
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами