В России не будут регулировать торговые наценки
Инициатива по государственному регулированию наценок на продукты первой необходимости, вынесенная на рассмотрение Правительства РФ Государственной Думой, не нашла поддержки у Минпромторга, Минсельхоза и Федеральной антимонопольной службы. Таким образом, никакие ограничения на законодательном уровне вводиться не будут.
Причиной для отказа стала уверенность представителей Минсельхоза и Минпромторга в том, что данная мера может привести к дестабилизации экономики и дефициту определенных групп товаров на рынке. В тоже время эксперты Федеральной антимонопольной службы (ФАС) отмечают, что действующих инструментов контроля цен и добровольного ограничения самими сетями достаточно.
Еще в 2022 году Госдума рекомендовала Правительству рассмотреть возможность установить ограничение по наценкам на продукты первой необходимости на уровне 10–15%. Однако тогда в Минсельхозе отметили, что постоянное ограничение наценок невозможно без регулирования каждого этапа производства и продажи продуктов, а дополнительное вмешательство государства в отрасль может только «дестабилизировать экономику, лишив стимула для деятельности производителей и продавцов, привести к снижению налогов и дефициту товаров». Также в министерстве уточнили, что в настоящее время
Правительство в праве вводить предельные цены на отдельные виды продуктов на срок до 90 дней, если их рост увеличился более чем на 10% в течение 60 дней без учета сезонности. Кроме того, Минсельхоз, Минпромторг, ФАС и торговые сети также согласовывают добровольные ограничения наценок на часть овощей, молочные продукты, сахар и хлеб. При ажиотажном спросе сети могут снижать наценки до минимума, ограничивая продажу таких товаров на одного покупателя.
Представители розничной торговли также выступают за саморегулирование рынка.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев считает, что лучший способ регулирования роста наценок ‒ применение инструментов целевого налогообложения (вплоть до пониженной ставки НДС на отдельные товары), гибкой кредитной политики, льготной аренды и антимонопольного контроля цен.
В X5 Group отметили, что компания выступает за саморегулирование рынка. Отдельно представители торговой сети подчеркнули, что уже добровольно ограничили наценки на отдельные продукты, принимая тем самым на себя «различные издержки».
По имеющейся у ФАС информации, добровольные обязательства сетей позволили снизить наценку по позициям «первой цены» для 25 социально значимых продуктов до минимума.